Что такое моторное масло?
Всего несколько лет назад наши машины были одной породы, наши шины были с одного завода, наш бензин был с одной заправки. Сами ремонтировали, сами мыли, заливали какое-то масло, сами меняли…
Сегодня на улицах полно всяких машин, мы их ремонтируем в авторизованных мастерских, ездим на автомойки и даже не думаем про то, какое купить масло моторное в магазине — компетентные люди его порекомендуют, и мы не задумываясь его меняем. Вопрос в том, является ли масло, которое заботится о двигателе нашего личного автомобиля, наиболее подходящим? А можем ли мы сами разобраться, какое купить моторное масло? Или хотя бы выяснить, компетентен ли мастер.
Что такое моторное масло?
Наиболее важной ролью его является смазывание движущихся частей двигателя для снижения внутреннего трения и снижения расхода топлива. Оно также должно защищать двигатель от внутренней коррозии, препятствовать образованию шлама и отложений, облегчать холодный пуск за счет снижения износа двигателя и охлаждать движущиеся части двигателя. Качество моторного масла зависит от двух его компонентов: базового и химически активные добавки (присадки).
Базовое также определяет его тип — минеральное, синтетическое или полусинтетическое. Сырьем обоих видов является масло, но синтетическим качеством основы можно «управлять» в процессе производства, что делает его намного лучше минерального. Третья основная группа базовых продуктов представляет собой смесь двух в определенном соотношении. Для современных высоконагруженных двигателей все производители автомобилей рекомендуют синтетические или полусинтетические вида.
Наиболее важной частью являются присадки, которые являются «изюминкой» базового варианта. Если оно не обладает определенными свойствами, производители улучшают его различными добавками. Иногда дополнительные вещества придают моторному маслу совершенно новые свойства и важны для работы агрегата, поскольку не допускают образования нагара при высоких температурах, впитывают грязь, зависят от способности масла уменьшать трение и т. д.
На этикетке каждого продукта есть буквы и индексы, которые для большинства водителей и продавцов ничего не значат. Каждый бренд имеет характеристики и сертификаты, полученные в рамках международных систем стандартизации, с которыми полезно ознакомиться покупателям. Знания позволили бы каждому водителю подобрать его по типу двигателя — бензиновый или дизельный — по сезону и климатическим особенностям населенного пункта — всесезонное, зимнее, летнее, по нагрузке и т.д.
Для объективной оценки продукта по условиям применения и эксплуатации специализированными техническими институтами созданы классификации, на что покупателям ориентировать свой выбор. Это:
- SAE (США — Ассоциация автомобильных инженеров), API (Американский институт нефти), ACEA (Ассоциация европейских автомобильных дизайнеров), SSMS (Автомобильные спецификации).
- Классификация SAE. Оценивает по их поведению при разных температурах и указывает их класс вязкости. Вязкость обычно означает текучесть. Например, у воды низкая вязкость, а у меда высокая вязкость. Так что если масло слишком вязкое, оно с трудом циркулирует и защищает механические детали от износа (типичный недостаток при пуске двигателя зимой). Если оно слишком жидкое, оно имеет тенденцию быстро «проскальзывать», и поэтому двигатель остается незащищенным. Поэтому качественное смазочное масло не становится слишком жидким при нагреве летом, а зимой не сильно густеет и циркулирует в двигателе, тем самым защищая его даже в самые суровые зимние утра.